Прокопий Терсков. Письмо родителям

Письмо из песчаного окопа от вашего сына, брата и крёстного.

Добрый день, счастливая минута. Здравствуйте, многоуважаемые папаша и мамаша, крестница Женя, брат Гоша, с дорогим и горячим приветом к вам П.В.

Во-первых, спешу сообщить вам, что я пока жив и здоров, а затем чего и вам желаю — всего дороже быть здоровым. Ну, дорогие мои родители, меня всё не брали на службу (это вам не секрет): как какой набор на всеобуч, — меня всегда вызывали, но как только спросят, «кто есть раскулаченный?», я, конечно, никогда не скрывал, что вы высланы, всегда говорил, что у меня родители высланы... В настоящее время стали брать всех без исключения. И вот, 24 июня, взяли меня по мобилизации. Конечно, я уже сообщал вам — то есть, писал 2 письма из лагеря Бердска и одно писал с дороги (не знаю, получили вы или нет — об этом сообщите). Дорогие родители, крестница Женя, служить в настоящее время очень трудно, потому что война такая, что небывалая техника. Живым остаться даже нисколько не предполагаю.

Затем, дорогие, сообщу вам: прибыли мы на фронт 9 августа, вплоть ко фронту подъехали на поезде, до реки Днепр 3 км. А за рекой, на таком же расстоянии, были бои. То есть, мы по течению на левой стороне. А бои шли на правой стороне по течению, и мы до 14-го числа все были на задней линии. Конечно, опасность тоже угрожала, потому что немецкие самолёты очень часто спускали снаряды, а также с пулемётов, с воздуха строчили, дальнебойная артиллерия тоже не умолкает... В общем, голову из окопа не поднимали. Но с 14-е на 15-е нас вывели на передовую линию — здесь, включительно с 15-е по 18-е, были ожесточённые бои, дрожала беспрерывно вся земля, и 18-го пришлось нашим войскам сделать отход с правого берега на левый по течению Днепра.

Сейчас мы находимся на левом берегу Днепра. А правый берег сейчас занимает немец — с 19 числа, с утра. Наступающих боёв на нашем направлении нет — только с обеих сторон бьёт артиллерия, пушки, миномёты, но изредка с воздуха бомбы летят. В общем, сидим в окопах, в десяти метрах от воды, но воды пить нету (только можно взять в тёмную ночь).

Затем, пропишу вам, папаша и мамаша, крестница, местность, где мы есть... Смотри, крестница, по карте, эту реку (она должна быть обозначена) и города. Описываю правый берег реки Днепр: в аккурат против нас — деревня, где родился поэт, писатель Тарас Шевченко, и от деревни, вверх по берегу, город замазано и он уже от нас наискося повыше; дальше, по тому же берегу, города Ртищев, Трепоще и Киев. Вот, крестница, наперво ищи Киев, а тогда вниз, по тому же берегу, возможно, есть и эти города.

Ну, дорогие родители, папаша и мамаша, милая крестница, трудности сейчас перед нами очень большие, и если не в сегодняшнюю ночь, то завтра обязательно мы должны, видимо, наступать обратно на правый берег. Река Днепр нисколько не меньше Енисея. Здесь не знаю, где кончится наша жизнь — на воде или на суше — живым остаться вряд ли придётся... Ну, ничего не поделаешь — чему быть, тому не миновать, вперёд смерти помирать не будем.

В эти дни отправил домой письма своему семейству и Васе. Но Васи, наверное, тоже дома нет, — но будет читать сестра Сина с Лёней. Писем я от них не получал, только моя жена Таня успела и 2 письма написала (это ещё когда я был в лагере), но я на них, как на жену, зятя и сестру, не обижаюсь, потому что я не на одном месте — может, и писали много, но не захватили меня... Затем, если есть кто анашенские с вами или вообще знакомые, передавайте от меня привет. Затем, с получением сего письма, пишите мне письмо — а может, я и поимею счастье получить.

Конечно, жизнь моя заключается не только в часах и минутах, но оставаться пожизненно не хочется. Жить хочется, а тем более, семейство моё, малые дети, папаша и мамаша, и тем более, милая крестница, жаль мне вас всех, аж сердце моё не выносит. Пишите мне письма, моему семейству. Шурин Петя давно вперёд меня на фронте. А про Пашу не знаю — наверное, тоже уже взят (у них горя много, сейчас вы их развлекайте). Ну, затем писать кончаю, дорогие многоуважаемые родители, папаша и мамаша, милая крестница Женя, брат Гоша. Пожелаю вам доброго здоровья. А вы мне пожелайте вернуться на родину. Затем, до свидания.

Остаюсь жив, здоров,
П.В.Т.

Мой адрес: 168 полевая почта 139-й с.п., 2-й Батальон, 5-я рота.


22 августа 1941 года
Источник: Ирина Федотова

О бойце...