Этих дней не смолкнет слава! Рассказ о лётчике-штурмовике Александре Заплавском

На одном из собраний коллекционеров я приобрёл письмо, датированное 11 августа 1943 года. Оно было адресовано в Ворошиловград, на адрес: ул. Свердлова, дом 40. Прочитал текст. Меня удивила фраза: Между прочим, я тоже получил орден Боевого Красного Знамени, так что у меня уже четыре "значка". На адресной стороне указан номер полевой почты. С этого письма и начался мой поиск...

Для начала я постарался собрать максимальное количество писем Заплавского А. И. (фамилия указана на конверте). Мне повезло, и скоро я уже имел 14 его писем. При помощи Интернета определил, где служил и чем был награждён Заплавский, его имя, отчество — Александр Иванович.

Хочу поделиться информацией о герое-фронтовике.

Первые 6 писем написаны с Ворошиловоградской школы военных пилотов («Острая Могила», п.я. № 14) и датированы январём-мартом 1941 года. В них Заплавский пишет об усиленной подготовке пилотов: как теоретической, так и практической. Парень мечтал о небе, — о мирном небе. Вот несколько выдержек из его писем.

Январь 1941 года:

Сегодня ровняли снег для полётов на лыжах…

9 января 1941 года:

Вчера был я в карауле. Мировая ночка была. Так я помечтал малость.

25 февраля 1941 года:

Вчера мы ходили в поход на 14 км. Прошли очень быстро, за 1.5 часа. Сегодня ходили на 6 км, а завтра — на 25 км в полном вооружении.

3 марта 1941 года:

Сегодня вышли на полёты, запустили моторы, но появился туман, и мы пошли заниматься… Летом у нас будет отлично: кругом травка, воздух чистый. Жить будем в палатках. В общем, летом заживём.

31 марта 1941 года:

Как приятно смотреть с высоты на зелёные балки, да и вообще на весеннюю природу. А когда сады расцветут — и говорить нечего...

И, наконец, письмо без даты:

Тринадцать часов занимаемся в сутки. Взялись за теорию, но скоро ей будет конец по-моему, т.к. нас уже распределили по самолётам.

Мне кажется, что письмо написано в самом начале войны, оно заканчивается словами: Писем мне пока не пишите. Я обоснуюсь постоянно, тогда обо всём напишу. Изучив историю Школы пилотов, я выяснил, что в октябре 1941 года она была переведена в Уральск (Казахстан), перебазирование было срочным и трудным. Герой СССР Титович В. В. вспоминает:

Инструктора перегнали материальную часть, а курсанты пешком шли почти до Саратова с полной выкладкой: винтовка, шинель, противогаз, котелок. В первый день прошли 42 км и дошли до реки Калач.

Вот как описывает Заплавский это время в письме от 17 марта 1942 года:

Во время первой бомбёжки города [Ворошиловграда] я сидел в самолёте и видел, куда упали бомбы. Я сразу определил, что бомбили вокзал. Очень беспокоился за наш дом и вокзал, конечно. Я выехал с Острой 19 октября утром. Часов в 8 приехал на 3-й км [район города] и был часов до 2-х дня. Дорогу я уже описывал. Все остальные, кроме нас, окончивших школу, шли пешком полпути.

Далее в том же письме уже о жизни в Уральске:

Весной начнём летать на новом самолете-штурмовике [Ил-2]. Самолет хороший. Программа рассчитана на 9 месяцев. Так что мне придётся в школе быть ещё около года. Наверное, и войны-то мне не хватит.

Хватило!

25 марта 1942 года, читаем:

Сейчас занимаюсь теорией, скоро буду летать. Кончу, наверное, к осени.

Учёба была напряжённая, но молодость брала своё. Вот выдержки из писем этого периода.

8 апреля 1942 года:

Жалко, что мало из жизни выжал возможного. Эх, если бы жизнь давалась два раза! [ему не исполнилось и 19 лет] Одно развлечение в Уральске — это театр. Хожу туда частенько. В кино хожу редко. Летом здесь будет лучше, т.к. есть сад, парк и т.д. Пишите о Ворошиловграде.

28 июня 1942 года:

Живу в лагерях недалеко от Уральска. Началась постоянная лётная работа. Полеты сейчас очень интересные, летаем над деревушками Казахстана. Во время перелётов встречаются озёра, болота, на которых масса уток и прочей дичи. Вот бы поохотиться... В Урале и Чагане [река, впадает в Урал] есть много рыбы.

Больше писем до февраля 1943 года пока не обнаружено. Причина, скорее всего, — в оккупации Ворошиловграда (с 17 июля 1942 по 14 февраля 1943 года).

Актив 75 ГШАП (1944 год). Крайний слева стоит друг — Л. Беда (дважды Герой СССР)

Александр попал на Сталинградский фронт 26.09.1942 старшим сержантом 505-го штурмового авиационного полка 287-й истребительной авиационной дивизии 8-й воздушной армии.

Приказом от 05.01.1943:

За проявленное мужество, за уничтожение техники и живой силы противника [уничтожил 5 танков, 16 автомашин, живой силы до 80 чел. и т. д.] и спасение материальной части [21.11.1942 на подбитом самолёте произвёл посадку, отремонтировал и на второй день вернулся на свой аэродром] награждён орденом Красной Звезды.

В февральском письме: В день освобождения Ворошиловграда послал вам письмо и открытку из Куйбышева — скорее всего, Заплавский получал новый двухместный Ил-2 с Куйбышевского завода. К тому времени он уже был младшим лейтенантом 75-го Гвардейского Авиационного Сталинградского полка 1-й Гвардейской Штурмовой авиационной Сталинградской дивизии.

Приказом от 2 августа 1943 года «За совершение 37 успешных боевых вылетов» получил второй орден — на этот раз «Боевого Красного Знамени».

Вот, что написано в письме от 11 августа 1943 года:

Живу хорошо, особенно хорошо проходит ужин, во время которого играет баян или патефон. Привозят нам пиво, мороженное, фрукты и пр… Пётр Антонович [родственник — Войцеховский Пётр Антонович] почему-то мне не отвечает. Я хочу его поздравить с наградой. Между прочим, я тоже получил орден Боевого Красного Знамени. Так что у меня теперь 4 «значка» [орден Красной Звезды, медаль «За оборону Сталинграда», Гвардейский знак — 29 апреля 505-й штурмовой авиаполк был переименован в 75-й Гвардейский].

В следующем письме, от 7 сентября 1943 года, загадочные строки: Прилетел от вас нормально. Всё в порядке. Правда, за это мне не дали ещё один орден. Который был уже приготовлен для меня… Мне присвоили звание лейтенанта. Порывшись в Интернете, я нашёл мемуары дважды Героя СССР А. К. Недбайло — сослуживца и друга Заплавского.

А. Недбайло, Г. Бикбулатов, Н. Тараканов

Вот, что он пишет:

Однажды Александр вынудил командование поволноваться. Тогда ему поручили облетать Ил-2 после капитального ремонта. На штурмовике был установлен новый двигатель. Нужно было проверить машину на разных режимах. Заплавский мастерски взлетел и, не набирая высоты, скрылся из виду. Ждали, ждали — его нет. Забеспокоились.

— Да он, пожалуй, сейчас уже в Ворошиловграде! — пошутил кто-то…

В восемнадцать часов Заплавский прилетел. Он доложил капитану Клубову:

— Товарищ гвардии капитан, задание выполнил. Мотор, приборы, и системы работают хорошо. Оказалось, что он, поднявшись в небо, взял курс на родной город. Сел на аэродроме Острая Могила, помчался домой. Дома застал только отца. Крепко обнялись, расцеловались. Вместе отправились на аэродром. Там и попрощались.

В этом нарушении воинской дисциплины, видимо, кроется причина, что даже «посмертно» вместо ордена Боевого Красного Знамени Александра наградили орденом Отечественной войны 1-й степени (приказ от 08.10.1943).

Друг Александра Недбайло А. К. в своих мемуарах так отзывается о нём:

Наш юморист Александр Заплавский уже позаботился о том, чтобы у друзей было хорошее настроение. Неистощимый на шутки, страстный анекдотчик, лейтенант Заплавский был тем человеком в полку, которого не только любили за добрый нрав, но и уважали за открытое сердце, общительность, а главное, за высокие бойцовые качества. Летал он прекрасно, воевал отважно.

И последние два письма.

20 сентября 1943 года:

Вчера мне исполнилось 20 лет. День рождения мой отметили лётчики и командир части. Устроили небольшую вечеринку.

Кто же, предположительно, был на этой «вечеринке»? Командир полка Ляховский Н. Ф., лётчики Тараканов Н. Н. (будущий Герой СССР), Недбайло А. К. (будущий Дважды Герой СССР), Беда Л. И. (будущий Дважды Герой СССР), Бикбулатов Г. З.

Последнее письмо Героя (25.09.1943) привожу полностью:

Здравствуйте, дорогие мои папа, мама, Нина и Галочка. Нина, получил твоё письмо, в котором ты пишешь о низколетящем самолете. Это был не я. Мне тоже, если низко лечу над какой-то деревней, машут. О себе писать приходится то же самое. Живу хорошо, всего хватает. Пишите, целую, Саша.

28 сентября 1943 года Гвардии лейтенант Заплавский А. И. не вернулся с боевого задания. По документам потерь — пропал без вести. Позже установлено место захоронения — Братская могила в селе Раздол Михайловского района Запорожской области (номер в списке — 32).

Однополчане клялись отомстить за погибшего друга. Повестка дня одного комсомольского собрания гласила: Отомстить гитлеровским захватчикам за героическую смерть воспитанников Ленинского комсомола Игоря Калитина и Александра Заплавского.

Лучший друг Николай Тараканов 22.10.1943 прислал письмо родителям Заплавского А. И.:

Я сам со слезами на глазах и со скорбью на сердце пишу Вам. При выполнении боевого задания 28.09.1943 героически погиб ваш замечательный сын и мой лучший друг Александр… Имя героя мы никогда не забудем. За Сашу мы мстим без конца и будем мстить, драться до тех пор, пока ни одна нога немецкого палача не останется на нашей земле.

Он сдержал обещание, став Героем Советского Союза.

Другой друг, лётчик Бикбулатов Г. З. писал своим близким 07.10.1943:

Недавно погиб мой близкий друг Александр Заплавский. За него я уже начал мстить: сбил немецкий бомбардировщик своим «Илюшей». И сейчас нет для меня жизни без победы и не жаль отдать жизнь за победу. Скоро мне стукнет 21 год.

Гвардеец Бикбулатов Гусман Закирович погиб смертью храбрых 16.10.1943 в небе над Запорожьем и похоронен вблизи села Ульяновка.

На этом поиск не закончен. Необходимо попытаться найти в Луганске родственников Заплавского А. И. и Войцеховского П. А. Попробовать установить картину гибели Героя. С Заплавским вместе пропал стрелок-радист Пуртов Иван Сергеевич, но в братской могиле в селе Раздол он не числится. Так что поиск продолжается.

Пришлось ознакомиться со многими материалами по 75 ШАП, и ясность по гибели Заплавского появилась. В воспоминаниях Героя Советского Союза Бучина А. В. читаем:

Где-то на Юге, около Мариуполя, пошли шестёркой. И один лётчик запоздал. Мы самолёты выводим из пикирования, а он с запозданием и пошёл. Подходит ко мне и сбрасывает бомбы на меня. Я думаю — всё. Просто люки открылись, и полетели бомбы. Хорошо я был прямо под ним, а не сзади: бомбы все сзади остались. Подлетает он к следующему, прошёл ведомого и как даст в бок ведущему. Это был еще 1943 год, приёмников особенно не было, скорость после вывода сумасшедшая — 500 километров — он ударился и улетел. В общем, сбил своего ведущего, лейтенанта Заплавского, и тот погиб.

Вот так нелепо оборвалась жизнь одного из самых талантливых летчиков 75-го Гвардейского штурмового авиационного полка.

Официально мать Александра получила информацию из архива Министерства обороны СССР лишь в январе 1976 года. До этого времени герой считался пропавшим без вести.

Данный материал публиковался в нескольких газетах Луганской области и Украины, освещался в телевизионных передачах Луганского телевидения и материалах областного радио. Мои обращения к читателям, слушателям и зрителям не давали результатов. Я прошёл по улице Свердлова, надеясь навести справки у старожилов, но дом № 40 и все близлежащие дома были снесены в 80-е годы при строительстве путепровода в районе железнодорожного вокзала. Казалось, что мои поиски зашли в тупик. И вдруг звонок из редакции областного радио — «Есть контакт!».

Позвонила одноклассница дочери Нины Войцеховской, сестры Александра. Оказалось, что племянницы героя Галина и Наталья Войцеховские (Наталья родилась в 1948 году) живут в Донецке. Я нашел их, встретились, обменялись материалами. «Белые» места в биографии Александра Заплавского были стёрты.

Итак, что дополнительно удалось узнать...

Родился 19 сентября 1923 года в городе Лутугино Ворошиловградской области.

Заплавский с родителями, 1939 год

Семья: отец — Иван Петрович, мать — Евлампия Тимофеевна, сестра — Нина Ивановна.

Учился в 6-й школе г. Ворошиловграда (сейчас школа № 2). Пошёл в школу в 1930 году, в 1937 году вступил в комсомол. В 9 классе Александр поступает в Аэроклуб, а в 1940 году становится курсантом лётного училища им. «Пролетариата Донбасса».

Началась война, училище перевели в Красный Кут Саратовской области. В 1942 году — бои в Сталинграде, затем передышка в Котельниково. Снова фронт, бои за Донбасс. Крыничная, Новошахтинск, Сталино (Донецк), станица Барино-Княжинская.

Остальное отмечено в статье.

И ещё, в заключение, одна справка: за годы войны 22 летчика 75 Гвардейского Сталинградского штурмового авиационного полка стали Героями СССР, из них 4 — дважды: Беда Л. И., Недбайло А. К., Семейко Н. И., Брандыс А. Я.

Вечная слава Героям!

Лев Лукашов, г. Луганск
публикуется с разрешения автора для pismasfronta.ru

Уважаемые посетители, вы можете присылать «письма с фронта» для размещения на сайте на адрес: letter@pismasfronta.ru
© 2012-2024, «Суть времени» и «Родительское Всероссийское Сопротивление»