Малоизвестная война Алексея Смоленского

Советско-Финская война проходила на территории Финляндии с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 года. Война была короткая, но потери сторон были существенны. Территориальные претензии Советского Союза к Финляндии были решены. Победа далась нелегко: Красная армия потеряла 126 тыс. бойцов, Финляндия — 26 тыс.

До сих пор не прекращаются споры о целесообразности этой войны, поиски виновных в ней лиц. Оставим этот вопрос учёным-историкам.

В 30-е годы прошлого столетия в Евпатории, по адресу: ул. Санаторная, дом № 8/11, кв. 23 жила семья Смоленских. Глава семьи — Георгий Алексеевич, его супруга Анна Андреевна и их сыновья Алексей, Игорь и Олег.

Алексей был старший (1917 г.р.) и в 1938 году его призвали в Красную армию. Забегая вперёд, скажу, что носить форму ему пришлось до 1946 года. Не избежал участия в войне и Игорь. Лишь Олег не успел повоевать, но и он надел военную форму, став военным лётчиком. Время неумолимо — нет уже давно ни родителей, ни сыновей... Но остались письма, написанные на фронтах Алексеем и Игорем. Пусть они не вполне грамотные, но написаны от души, с невыдуманным патриотизмом и верой в победу.

Итак, Алексей попадает в учебную школу младших командиров. Учится хорошо. На сборах в августе 1939 года попадает во взвод разведки артиллерийского полка на северной границе с Финляндией. 7 ноября, поздравляя родных с праздником Октябрьской революции, пишет:

Живём в землянках, которые сами роем и строим, спим не раздеваясь в полной боевой готовности. Надеюсь скоро эта жизнь кончится по хорошему или по плохому… На счёт командира, возможно скоро проведут по приказу. Служить наверно придется 3 года с выпуском нового приказа Ворошилова.

В письме чувствуется приближение боевых действий.

23 ноября 1939 года, письмо весьма тревожное, вот выдержки из него:

Может это последнее письмо. Но мама, прошу всей душой, не горюй. Не сегодня. Завтра придётся идти в бой а с моей квалификацией редко живыми выходят… Кусок бумаги оторвал для вложения своего адреса в футляр по которому придет вам известие [имеется ввиду солдатская капсула с данными, по которым направлялись извещения о гибели воина].

В продолжении письма: в случаи умру, так за свою прекрасную Родину.

Вот данные, записанные на том «кусочке»:

Разведчик 252-го Стрелкового полка, призван 1938 года, рождения — 1917 г. Конный разведчик Смоленский Алексей Георгиевич. Кличка коня Дикарь. Придан к пехоте — рота разведки Березина. 24.11.1939.

Письмо от 2 января 1940 года:

18 декабря из 6 разведчиков нас осталось двое, а коню моему вырвало весь живот и бока… Раз был в одиночном поиске, где также укакокали у меня коня, а мне лишь дырок в шубе наделали. Помнишь, мама сколько нас Евпаторийцев ехало, а теперь нас наберётся с десяток. В батарее нас осталось 2-е Крымских, а было 5.

Письмо от 28 января 1940 года:

Сегодня день весёлый, потому что белофинн стрелял снарядами и картечью. Хорошо он не такой меткий… Питание сейчас ничего. Кормят 3 раза в день, ввиду того, что мы в обороне. Одеты, тоже хорошо: на голове шапки и челма байковая, тёплое бельё, ватные брюки, венгерки и шубы. На ногах валенки. С 1-го числа стали выдавать по 100 грамм водки и 50 грамм корейки. Я же водку не пью, поэтому меняю.

Письмо от 1 февраля 1940 года:

Мама, ты спрашиваешь, где спим. На это трудно ответить. Уже 5 месяцев в избах не спали. А так, если нужно, час спишь, а 2 часа прыгаешь. Если в землянках, то ничего, спим по 7 человек и своим дыханием обогреваемся. А в наступлении не спим по 3-4 суток и находимся между жизнью и смертью… Нас Крымчаков осталось очень мало, а было 42 человека… Ване Татарову привет.

В письме упоминаются фамилии Скрыпникова (ранен в руку), Грудинов (ранен в ногу), Огули и Коваленко (не знает, живы ли). Надо полагать, что все евпаторийцы.

Письмо от 6 февраля 1940 года:

Писать наверное долго не придётся, будем в наступлении. Нервничать не надо, если убьют, товарищи сообщат, если ранят, сам сообщу. Так что если не будет писем ни от меня, ни от товарищей, значит — жив и здоров.

Письмо от 11 марта 1940 года:

В данное время мы в наступлении. Целью нашей дивизии было взятие островов и выход на материк… Вообщем жутко, всё время были в открытом поле, очень много жертв. Кто жив остался тот весь век будет помнить Финляндию…

Опишу о посылке. Получил её 8 февраля вечером, только открыли и тут обнаружил нас финский самолет. Ну и начали сыпать из пулемётов и снарядами. Я метров 10 отбежал и лёг. Сделал умно, а кто сильно тягу дал, тому вечная память. В общем посылкой не попользовались…

Пока писал письмо 2 раза пришлось ложиться. Близко рвутся снаряды… Много потеряли мы своих товарищей, кто со мной ехал с Евпатории, почти никого не осталось.

В этом письме описывается рейд лыжного батальона 252-го стрелкового полка 70-й стрелковой дивизии под командованием Березина Семёна Петровича. Вот строки из его фронтовой биографии:

В марте 1940 года батальон под его командованием первым в дивизии вышел к берегу Финского залива у города Териски и форта Ино, чем способствовал овладению этими пунктами. Провёл разведку островов Равансари и Туппурансари. Преодолев 9 км по льду, разведрота захватила эти мелкие острова и пересекла шоссе на город Виипури [ныне Выборг]. Трое суток бойцы под его командованием удерживали занятые позиции до подхода основных сил дивизии. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года старшему лейтенанту Березину С. П. присвоено звание Героя СССР.

За этот рейд 70-я дивизия награждена орденом Ленина, а 252-й стрелковый полк — орденом Боевого Красного Знамени.

И, наконец, письмо от 13 марта 1940 года. Письмо привожу почти полностью:

Первым делом сообщаю свою радость, а также всех наших фронтовиков. Что так благополучно закончилась сволочная война услышали мы часов в 8 утра, но не поверили. Вдруг, в 12 часов нам велели прекратить стрельбу и сразу же объявили нам эту радость, что война кончилась и настал мир… Нашу дивизию переправят на свою Советскую границу, потому что очень мы истрёпаны, как люди, так и техника… Ребят, из наших, Крымских осталось всего 3 человека. Было 8 человек но в ночь на 12-е убили 5 человек.

Последнее письмо с Финляндии было написано 25 марта 1940 года, вот выдержки из него:

Живём мы как будто в раю в домах, где тепло и уютно. Кушаем хотя и 2 раза в день, но зато регулярно. Пока стоим на защите своей новой границы… Да, главное забыл, нашу 70-ю дивизию наградили Орденом Ленина и на днях получим наградные деньги по 300 рублей каждый боец. Насчёт здоровья, я очень боялся, что застудился. Это когда я был связным с пехотой перед взятием острова пришлось не поднимаясь пролежать 3-е суток на льду, эту ужасную картину я никогда не забуду. Очень много нас положили но за то позднее и им досталось не хуже чем нам. Много пришлось пережить всяких страхов и не раз находиться на волосок от смерти, но видно что моя счастливая судьба была. Когда буду дома тогда весь свой поход расскажу. Главное наше наступление на укрепления и острова где наступали по голому льду. Больше всего мне интересно как остался цел когда нас обнаружили на чистом месте финские самолеты. Они нас бомбили, а штурмовики, просто чуть за головы не задевали. Били на бреющем, пулемётным огнем.

Солдат возвращался к мирной жизни. В этом же письме:

Если можно, вышлите лицевого мыла, нитки, иголки, дикалон [так в письме] и пару портянок. Если можно что достать так конфеты, консервы, булки и другие съедобные изделия.

Так закончилась эта война для красноармейца Смоленского Алексея Георгиевича, простого русского солдата. Он ещё не знал, что в 1941 году начнётся Великая война. Что придётся ему защищать Одессу, Сталинград, Заполярье. Что награждён будет орденами и медалями и дойдёт до Австрии. Всё это будет.

Лев Лукашов, г. Донецк (Ростовская область)
публикуется с разрешения автора для pismasfronta.ru

 
Уважаемые посетители, вы можете присылать «письма с фронта» для размещения на сайте на адрес: letter@pismasfronta.ru
© 2012-2024, «Суть времени» и «Родительское Всероссийское Сопротивление»